домашняя ] цель создания общества ] устав ]

метафизика

РУССКОЕ МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

“О нас”

 

Понятие Русская Метафизика – очень древнее. Если оба составляющие его слова брать в их первоисточном смысле.

 

НАДПРИРОДНОЕ  

Метафизика – то, что за физикой, за пределами физического, выше болезненно подгоняемого под определения рассудка, которые в уходящем веке было модно именовать пышно – позитивизм. Строго говоря, идея, несмотря на лексикон века, и означает за-позитивистское определение понятия о самом понятии, а не представлении о чем-либо “данном нам в ощущении”.

Идея Метафизики вечна, потому что она – фундамент. Всякая вообще идея, то есть метафизика понятия, утверждается понятием метафизики и утверждает (рас­ши­ряет) понятие метафизики.

 

РУС   (На древнем праязыке Северного Полушария – “общеборейском” – слово “Рус” означало “Дух”.)

Всякий народ имеет представителей, отличающихся склонностью истинно созерцать чистое движение понятий. Хорошо известно, что в каждом человеческом племени таковых немного. Немного – дважды. Среди людей немного философов; среди философов немного метафизиков. Одно дело мудрость любить (уже на это способен далеко не каждый), другое дело с ней слиться, жить мудростью.  Жить не по “физике”, не по “бытовухе”, а жить по мудрости, то есть переступить грань “мета”. В этом смысле ближе к реальности идея наших соотечественников девятнадцатого века, предпочитавших говорить о союзе любомудров.

Метафизика отличает то, что вечные вопросы для него не праздные. Что такое мир? и что такое в нем всякий предмет по сути своей? (“Зачем все это? – так формулировал Уэллс). Что такое “я”? Что такое Бог?.

Обыкновенные норамальные люди такие темы проскакивают. По принципу, будешь витать в облаках, президентом выбирут не тебя, а другого. Или не сумеешь ловко украсть. Или не успеешь оперативно поймать преступника. Среди обычных норамальных людей популярна притча про Аристотеля. Шел он, смотрел на звезды, стремясь постичь их возвышенных, да и свалился в канаву. Шла мимо простая гречанка и говорит: из-за своей мудрости ты не рассмотрел, что у тебя под носом. Вот и сиди в канаве. А я продолжаю бодро путь мой по жизни дальше. Так вот, метафизик – есть убежденный, что простая гречанка сидит в гораздо более глубокой канаве, чем Аристотель. (Заметим справедливости ради, Стаггирид действительно не уберегся от специфической маленькой канавки: все-таки философ, не богослов.)

Кто воображает, будто он идет победно по жизни дальше, может на самом деле ходить по кругу, вращая чей-то жернов наподобие слепой лошади. Такая лошадь находу спит и видит сны и они увлекают ее вперед и ей больше ничего не осталось. Кто-то пребывает в таком кружении всегда. Философ не удерживается от того, чтобы по временам впадать в то же самое. Попробуем на минутку выпасть. Нас ведь, по крайней мере, сейчас, слава Богу, никто никуда не гонит. Спросите сами себя: вот я вижу этот текст на экране компьютера –явилось сейчас из небытия это мое мгновение и есть здесь. Затем оно сменится другим и ... зачем все это? Обидно будет, если я так и не разгадаю этой загадки, “фильм” окончится, и невозможно выдумать более обидное. Вот это последнее утверждение отличает метафизика или настоящего кандидата в оные. Остальное “философствование на лавочке” (или в СМИ) – то есть то, на что обычно в народе говорят: ну, ты – философ... (Построили бы где-нибудь вместительную чайную и назвали бы ее например “У Блаватской”. Тогда бы многие собрались там. А мы с вами остались в меньшинстве и в нем смогли бы заняться делом, не тратя попусту время.)

Что такое Бог? Что такое “я”? Что такое мир и что такое в нем всякий предмет по сути своей? Всякий настоящий философ задается этими четырьмя вопросами. Последовательный же философ, то есть метафизик, еще и поступает согласно получающимся у него ответам. Ведь только так можно проверить их правильность. (Здесь метафизика граничит с магией, хотя и не пересекается с ней. Но это особенный разговор).

Чтобы нагляднее ощутить, чем отличается метафизик от только философа, вспомним темперамент прославленных античных философов, большинство из которых было именно метафизики. Сократ, например, выпил присужденную ему родным городом Афинами чашу с ядом. Когда все ожидали, что он сбежит из-под стражи, для чего ему были предоставлены все условия, Однако он утверждал, что присужденное следует исполнять, даже если не считаешь это разумным. Вопрос,   насколько верно это метафизическое положение. Но нет вопроса, насколько последовательным метафизиком был Сократ. Физика, физиология, инстинкт самосохранения и т.п. оказались вовсе над ним не властны. Он оказался власть имеющим над жизнью и смертью. Скептик сразу же переведет вопрос в плоскость того, выгодно ли он этой властью распорядился. Но... а ты сначала заимей эту власть.

Наверное неслучайно в легендах встречаем два стоящих рядом понятия: “мудрец” и “проживший много веков”. Можем вспомнить метафизиков Тибета с их Долиной Бессмертных. Можно привести более оригинальный пример, Мэлори Оруженосец Короля Артура, проживший, говорят, восемь веков. В записанных им хрониках приключений рыцарей Круглого Стола каждая строка метафизична насквозь, хотя это и несовсем привычная нам метафизика.

РУССКАЯ “есть философия критического человеческого духа, озаренного умным светом Христа”. “У нас не было до сих пор ни одного крупного философа в западном смысле, не было ни одного философа-ученого, философа-иссле­до­ва­те­ля, – мыслителя вроде Декарта, Юма, Канта, Гегеля и т.п. Философия, как дело кабинета, дело “ума”, не привилась у нас, как не было ее и в античной обстановке. Наши философы стремятся быть не столько умными, как мудрыми, не столько мыслителями, как мудрецами.

Античный идеал мудреца... получил свое высшее раскрытие в святоотеческом представлении о монахе, как христианском философе. <...>

Созрев и оторвавшись от родного дерева, гонимое ветром миграции семя этого идеала нашло себе лучшую почву в суглинке и черноземе России; тут идеал философа-монаха, созерцателя-аскета, гностика акклиматизировался и дал сочные всходы. Сковороды, соловьевы да серапионы известны нам, потому что оставили письменные труды. А сколько таких же, быть может никому неведомых гностиков, кто знает? Но внимательный взгляд непрестанно открывает новых и новых созерцателей, гутою сетью охвативших Россию. Это – народный идеал “живой души”, характеризующийся малообычным для Запада сочетанием мистики со строгою логикой, отдания себя Богу с деятельною любовью, религиозной традиции и политической прогрессивностью, короче – гармоническим сочетанием умозрения и практической деятельности”. (Павел Флоренский. Сочинения., Изд. “Мысль”, 1994. т. 1, ст. “О цели и смысле прогресса”.)

Потому именно на русской земле привилась ветвь настоящей античной метафизики, что своя ветвь хорошо прививается лишь к своему Дереву. Мистическое Учение Триглава и прославление Прави на этой земле гораздо более древнее, чем даже почтенный Пифагор – посвященный Аполлону-Роду – покровителю загадочной северной страны Гипербореи. Так античные историки называли Русь.

Подробнее о древнем Учении Триглава и скрытой истории Руси смотри в  разделе “Тексты, тезисы и лекции Русского Общества Метафизиков” –  Метаистория.

 

ВЕЧНАЯ ТОЧКА

Русская метафизика нова (актуальна) тем, что она есть хорошо забытое старое.

Что видно в наше время на метафизическом горизонте? Мы наблюдаем два как бы встречных процесса. Рационализм теряет позиции. Интуитивизм входит в силу. Это уже бывало. (Ничто не ново под Луной.) Бывало, также, обратное. Метафизика, как и все великое, имеет свои “великие маятники”. Максимум откачки вправо вызывает неудержимое стремление влево, но, когда будет достигнут левый максимум – ...

Однако, маятники качаются, а географические проекции максимумов, как это можно заметить, сохраняются. Рационализм – страны Запада. Интуитивизм – “загадочный” Восток. Можно говорить о то “западной”, то “восточной” “моде”. В какие-то эпохи более в чести “умничание”, в какие-то – “спонтанность”. Однако есть и “вечная точка” – там, где подвешен маятник.

Некогда ее проекцией была античная Греция, чьи мудрецы были равно далеки как от пустого схоластического умничания, так и от схоластической же (школярской) спонтанности, когда она превращается из инструмента в самоцель. В последние века проекцией этой точки стала Россия. Вернее, в последние века мир постепенно начинал осознавать ее таковой...

 n2.JPG (23033 bytes)

Hosted by uCoz